Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины “Этика и эстетика”
10.08.2010
Студент, прослушавший курс “Этика и эстетика”, должен знать:
- философско-культурологические и методологические основания современной этики и эстетики;
- место этики и эстетики в пространстве философских наук;
- сущность эстетического как универсальной категории философского знания;
- природу эстетического восприятия и структуру эстетического сознания;
- основные сферы эстетической деятельности человека и требования к эстетической культуре общества и личности, особенности процесса ее формирования;
- систему эстетических ценностей и их роль в интеллектуально-практической деятельности людей;
- основные категории и понятия этики;
- концепции происхождения, структуру и сущностные характеристики морали;
- специфику и основные понятия профессиональной нравственности и этики;
- основные этапы развития эстетической мысли;
- эстетические основы искусства и его отдельных видов; родовую и видовую морфологию искусства; понятия жанра, художественного направления, школы , стиля;
- специфику художественного творчества, художественного восприятия, понятие и природу художественного образа, понятие художественного произведения.
- как использовать полученные знания по эстетике в своей профессиональной и социальной деятельности, в процессе анализа эстетических проблем современной жизни.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен уметь:
- анализировать теоретическую литературу по эстетике;
- ориентироваться в специальной литературе, посвящённой описанию сущности эстетического;
- уметь использовать методы и ценностные установки моральной философии в своей профессиональной и социальной деятельности;
- владеть навыками самостоятельного составления докладов и рефератов, содержащих комплексный анализ основных эстетических категорий.
Примерный перечень вопросов к экзамену:
1. Особенности первобытной нравственности.
2. Мораль светских феодалов. Рыцарский моральный кодекс.
3. Мораль средневекового духовенства.
4. Когда и почему возникают этические учения?
5. Этическое учение буддизма.
6. Этическое учение Конфуция.
7. Право и мораль.
8. Проблема нравственного процесса.
9. Три типа морального сознания.
10. Этическое учение Платона.
11. Этическое учение Аристотеля.
12. Структура морали.
13. Каковы особенности античной этики (Древний Рим)?
14. Что такое моральная норма?
15. Охарактеризуйте моральный кодекс (что это такое)?
16. Каковы особенности этических учений эпохи Возрождения?
17. Функции морали: регулятивная.
18. Ценностно-ориентирующая функция морали.
19. Познавательная функция морали.
20. Воспитательная функция морали.
21. Охарактеризуйте нравственный поступок.
22. Структура нравственного поступка.
23. Чем определяется моральная оценка поступка?
24. Роль нравственности и морали в жизни общества.
25. Нравственный выбор.
26. Что такое моральные ценности?
27. Что такое совесть?
28. В чем выражается нравственная культура личности?
29. Можно ли определить высшую моральную ценность?
30. Охарактеризуйте нравственную культуру общества, ее основные черты.
31. Каковы особенности нравственности и морали в настоящее время (начало XXI века)?
32. Мораль и политика.
33. Мораль и наука.
34. Что такое “профессиональная этика”?
35. Что такое “счастье” - в этике и в Вашем представлении?
36. Мораль и экономика.
37. Что такое этикет и как связаны этикет и этика?
38. Эстетическое сознание и его основные элементы: чувство, вкус, идеал, взгляды.
39. Прекрасное и эстетический идеал. Многообразие красоты.
40. Возвышенное и героическое.
41. Трагическое как эстетическая категория. Трагедия как жанр искусства.
42. Комическое. Формы комического.
43. Искусство и высшие ценности человеческого существования.
44. Музыка как вид искусства.
45. Эстетика античности. Платон и Аристотель.
46. Эстетика европейского средневековья.
47. Эстетические проблемы средневековой Руси. Крещение Руси и художественная культура.
48. Эстетика Возрождения: основные идеи и понятия.
49. Эстетика классицизма: социально-исторические и философские основания.
50. Эстетика эпохи Просвещения. Дидро. Лессинг. Шиллер.
51. Немецкая классическая эстетика конца XVIII — начала XIX в. Кант. Гегель.
52. Эстетика романтизма.
53. Эстетика русской художественной культуры второй половины XIX в.
54. Эстетические идеи в русской философии “духовного ренессанса” конца XIX — начала ХХ в.: религиозно-нравственное понимание искусства и художественного творчества (Вл. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев).
55. Проблема кризиса в европейской культуре (О. Шпенглер, Й. Хейзинга, П. А. Сорокин). Ф. Ницше — “переоценка всех ценностей”.
56. Эстетика основных направлений авангардистского искусства ХХ в. (символизм, абстракционизм, экспрессионизм, сюрреализм и др.).
57. Постмодернизм — современная социокультурная ситуация. Отношение к прошлому. Игра. Развлечение. Наслаждение.
Источник: