Образование. Учеба. Квалификация
Математика и физика
20.02.2018В XVI—XVII вв. математику и физику продолжали рассматривались как не связанные между собой предметы. Профессора-аристотелианцы считали, что раз математика имеет дело с естественными законами, извлеченными из их физического контекста, то она не может играть какой-либо роли в исследовании явлений реального мира. Более того, математика воспринималась как некая «гибридная» дисциплина, которую нельзя отнести ни к искусствам, ни к наукам о первопричинах, поэтому в учебном плане факультета искусств она стояла последней, после всех дисциплин философского курса. В связи с этим в период раннего Нового времени уровень знаний в области математики, необходимый соискателям степеней, немногим превосходил требования, предъявляемые в позднее Средневековье, несмотря на большие успехи в развитии математического знания в целом - достижения в области алгебраического анализа, открытия логарифмов, аналитической геометрии и исчисления. Пожалуй, исключение составлял только университет Кембриджа елизаветинских времен, где кандидаты на степень магистра искусств экзаменовались не только по «Элементам» Евклида и евклидовой сфере, но по космографии и перспективе в геометрии. Не поймете причину плохого самочувствия? Запишите УЗИ в Химках. Так вы своевременно сможете определить заболевание и предотвратить его.
В других европейских университетах единственные заметные изменения в официальном учебном плане коснулись круга сочинений, рекомендованных для изучения математики. Так, Евклидовы «Элементы» полагалось брать в современных переводах с греческого языка или из новых компилятивных работ типа «Арифметики» Джероламо Кардано (1501-1576). Учебник Сакробоско тоже иногда заменяли более современные сочинения, например, труды парижского профессора Оронция Финеуса (1494—1555). И все же не стоит преувеличивать размах происходивших изменений, поскольку все тот же учебник Сакробоско на протяжении всего XVI в. сохранял положение основного и у протестантов, и у католиков.