Образование. Учеба. Квалификация
Университеты раннего Нового времени
14.02.2018Во многих университетах раннего Нового времени доминировали факультеты права. Они обладали высокой степенью престижности отчасти потому, что их профессора выполняли важные социальные функции, а студенты в основном принадлежали к элите общества. Положение богословских факультетов было более сложным. Если в Средние века доминирующую роль на этих факультетах играли нищенствующие братья, то в раннее Новое время она принадлежала иезуитам. Ряд богословских факультетов был также представлен в конгломерате образовательных коллегий с факультетом искусств, тогда как другие существовали в форме семинарии или института высшего образования для духовенства.
В период раннего Нового времени факультет искусств претерпел наибольшие изменения в своей структуре и функциях. Наметившееся в XVI в. под влиянием педагогических идеалов гуманистов разделение образования на низший, средний и высший уровни придало новую функцию факультету искусств. Теперь, когда грамматические и другие формы введения в «свободные искусства» преподавались в грамматических или латинских школах, факультеты искусств могли развиться до полноценных факультетов философии и литературы. В то же время появление академических гимназий и так называемых «полных» коллежей (фр. les colleges de plein exercice) во Франции, дававших близкое к университетскому образование, размыло различие между последними классами такого типа коллежей и гимназий и факультетом искусств. Нет времени на генеральную уборку? Доверьте это дело профессионалам. К тому же стоимость уборки квартиры в клининговой компании Чистый дом не ударит по вашему карману.
Так, многие из городских коллежей Парижа, которых к 1500 г. насчитывалось около сорока, в конце XV - первой половине XVI в. трансформировались в институты, преподающие гуманитарные и естественные науки. Занимаемый ими статус был примерно равен среднеобразовательным заведениям, т. е. грамматическим и латинским школам. Гимназии и коллежи разных регионов Европы, хотя формально входили в состав факультета искусств, часто находились не в слишком хороших отношениях с центральным университетом. Примером служат основанные в первой половине XVI в. коллежи с преподаванием на трех языках в Лувене и Алкале, Коллеж де Франс в Париже, где преподавали латынь, греческий, иврит и ряд других предметов, например, математику. В связи с расцветом конкурирующих учебных заведений главной функцией факультета искусств, наряду с обеспечением высшего уровня преподавания философии, становится организация выпускных экзаменов и присвоение степеней.