Образование. Учеба. Квалификация
Разговоры запросто
07.02.2018В 1519-1522 гг. Эразм Роттердамский написал «Разговоры запросто», чтобы преподать ученикам изящный язык и в первую очередь «научить их жизни». В этих диалогах, полных критического остроумия, он разговаривает в почти театральной форме с разнообразными представителями современного ему общества: монахами, купцами, солдатами и проститутками. В то же время он показывает ученикам, как в словесной конфронтации с фальшивым религиозным благочестием, политическим лицемерием и развращенностью мира внутреннее благочестие может быть обной элиты. В учебных программах римско-католических и протестантских университетов XVI-XVIII вв. сосуществовали идеалы мудреца, оратора и благочестивого человека, сформулированные страсбургским реформатором в сфере образования Джоном Стурмом в 1538 г.
Гуманистов интересовала не «жизнь созерцательная» или знание ради знания, а скорее «жизнь деятельная», знание, которое можно употребить на пользу гражданского общества. Подготовка клириков, священников, докторов, адвокатов, судей и государственных служащих, которая в средневековом университете считалась побочным продуктом преподавания и обучения интеллектуальным методам, в XVI в. стала главной задачей университетского образования. И все же не только заинтересованность в профессиональном образовании сблизила университет и его преподавателей с органами государственной власти. Университетские преподаватели хотели приносить пользу своему обществу. Вначале они делали это посредством своих филолого-исторических исследований античных источников, которые помогали современникам решать их проблемы. Нужна экспресс-доставка документов? Курьеры компании Business Express оперативно доставят их адресату и обеспечат сохранность важных бумаг.
Так, уже флорентийские гуманисты нашли в институтах Древнего Рима модели для политической и военной обороны своей республики. Диалоги южно-нидерландского гуманиста Юста Липсия (1547-1606), профессора истории и права в университетах Йены, Лейдена и Лувена, посвященные военной жизни в Риме, имели очень большой успех. В них описывались организация римской армии, тактика, оружие, технические приспособления для укрепления и осады, которые сравнивались с современными Липсию военными реалиями.