Образование. Учеба. Квалификация
Распорядок дня в коллегиях
07.01.2018Распорядку дня было легко следовать тем, кто жил в коллегиях, семинариях или общежитиях, и гораздо сложнее студентам благородного происхождения, проживавшим на частных квартирах. Тем не менее учебная программа университета навязывала жесткий график. Множество сохранившихся указов о наказаниях за прогулы лекций, нерадивость и невежество свидетельствуют о том, что жизнь «вольных» студентов протекала несравнимо свободнее и веселее.
В первой трети XVIII в. член ордена иезуитов составил основные правила для студентов, проживающих в общежитиях и коллегиях, под названием «Распорядок дня молодого студента»: «Он встает в пять часов утра; в холодное время года ему разрешается спать до половины шестого. Он одевается быстро и скромно, причесывается, умывает лицо и руки. Тотчас после этого он совершает благочестивую утреннюю молитву и посвящает себя Богу через добрые намерения на протяжении всего предстоящего дневного труда. Затем он занимается до начала мессы. Как только он услышит первый призыв к мессе, то берет без промедления свои школьные вещи, т. е. книги и письменные принадлежности, и идет в гимназию, повторяя про себя свой урок. С крайним благоговением присутствует он на Святой мессе; затем выполняет свои ученические обязанности, стараясь изо всех сил. После занятий, если это возможно, он заходит по пути в церковь для короткой молитвы Святому Духу. Дома он снова садится за уроки, внимательно прочитывает школьное сочинение и исправляет в нем ошибки. Затем обедает благопристойно и со сдержанностью. Потом позволяет себе небольшой отдых или оканчивает какое-либо дело... Здоровья ради разумнее воздерживаться от занятий в течение часа после еды, но не должно быть и физически утомительных игр. Можно было отправиться на экскурсию по Парижу и посетить музеи или замки.
Все оставшееся время до послеполуденных лекций проводится в молчании за учебой. При первом призыве к классным занятиям он снова берет школьные принадлежности, возвращается в гимназию и с внимательностью выполняет все упражнения. После школы он еще раз заходит церковь. Дома он снова сосредотачивается на учебе, особенно на подготовке письменного домашнего задания. Свои занятия он продолжает вплоть до ужина, но с коротким - с четверть часа - перерывом, который может быть либо сразу после классных занятий, или позднее, между домашними уроками, когда ум утомится. Вечерняя трапеза должна подаваться хозяином дома или трактирщиком не ранее шести часов вечера. После нее должно быть еще около часа отдыха; затем хорошо еще два-три раза повторить устные уроки на следующий день. Потом идут молитвы.